Речь, конечно же, о четырёхсерийной грандиозной киноэпопее «Война и Мир» Сергея Бондарчука 1967 года. Снимали её 6 лет, с 1961 года.
Бюджет — более 150 миллионов долларов в ценах 1967 г. Т.е., с учётом инфляции, получается 1 миллиард долларов в наше время. Какой голливудский блокбастер может позволить себе такой бюджет!
«Война и Мир» — один из самых масштабных фильмов в мире. Батальные сцены, массовка, 9000 костюмов, подлинная мебель и аксессуары XIX века, целые воинские подразделения, 150 вагонов оборудования, коллекции 58 музеев страны, свыше 40 заводов производили реквизит, построено 50 декорационных объектов и 8 настоящих мостов. Был сформирован отдельный кинематографический кавалерийский полк в составе 1500 всадников. В массовой сцене битвы при Бородино участвовало около 120 тысяч человек (правда, в кадре одновременно находится не более 3 тысяч).
Ни одни «масштабные» компьютерные спецэффекты не передадут того же что видно снятое в живую.
Да, в СССР могли себе позволить «циклопические» мероприятия и стройки. Вот это размах! Правда, за государственный счёт.
Это второй советский фильм, получивший премию «Оскар» (1969).
Серии выходили с перерывом в полтора года. В прокате их так и показывали, отдельно. Посещаемость, конечно же, падала от первой до четвёртой серии. Помню, в старших классах нас водили на обязательные просмотры «Войны и мира» в рамках школьной программы по литературе.
В итоге, в прокате картина заработала всего 60 миллионов рублей. Конечно, по официальному курсу (1967) 1 доллар = 0,6 руб, получается ровно 100 миллионов долларов. Но по «чёрному», реальному курсу, за 1 доллар давали 10 рублей. Получается, в прокате «Война и мир» заработал 6 миллионов долларов, картина плачевная. Напоминаем, что затраты на кинопроизводство 150 миллионов долларов. Сто пятьдесят к шести. В финансовом плане «Война и мир» — фиаско.
Но давайте забудем про деньги. В случае «Войны и мира», бесспорно, получился шедевр. Вместо ста коммерческих никудышных фильмов лучше создать один такой фильм. На его фоне современный российский синематограф является мусором, за который не стыдно вручить мотыгу и кайло сценаристам, министрам, режиссерам, продюсерам, прокатчикам.