Что мы всё критикуем, да критикуем. Ведь были и совершенно крышесносящие замечательные российские фильмы. Например, любимые миллионами фильмы Качанова: «ДМБ», «Неваляшка», «Гена Бетон».
Как умудрялись писать такие диалоги в фирменном качановском стиле? Смесь непосредственности, интеллигентности и «бытовухи». Всё это возвышает персонажей даже над чернухой и безнадегой. Не красота, а чувство юмора спасает этот мир!
Не каждый качановский фильм «стреляет», а лишь только в том случае, если за дело берутся сразу два замечательных сценариста — собственно Роман Качанов и Иван Охлобыстин. Именно это соавторство даёт интересный эффект. Цитаты, реплики и диалоги из фильма Качанова входят в разговорный обиход.
Справка. Творческий союз двух хитрых приколистов Охлобыстина и Качанова начался еще в 1988 году, когда Роман, учась во ВГИКе, написал сценарий к короткометражке, учебной работе Ивана Охлобыстина «Чушь. Рассказ ни о чём».
Зацените, например, фразы из «Даун Хаус» (по мотивам произведения Достоевского «Идиот»):
Водитель: А вы пить не будете? Драться не будете?
Мышкин: Я, голубчик, не пью, не курю, не колюсь и не нюхаю. И компьютером не увлекаюсь. А уж драться я совсем не пристрастен.
Водитель: Исключительный вы человек.
***
Настасья Филипповна: Я вами доведена до точки сборки. Вы меня под Pink Floyd невинности лишили и к дзэн-буддизму пристрастили, а сами жениться на другой задумали?.. Я вас наверняка в подъезде серной кислотой оболью. В суд подам. За растление несовершеннолетней гражданки Украины. То есть меня. Никакой посторонней женитьбы! И деньги здесь ни при чём — я ими и пользоваться не умею!
Благодаря этой манерности, рефлексии главных героев, фильмы можно пересматривать десятки раз. К месту в них, но очень редко, как вишенка на торте звучит и мат.
Так снимать может только Качанов. У любого другого режиссёра не получится такой актёрской игры.
После просмотра всегда ощущение, что сходил на концерт талантливого пианиста с чувством такта и стиля. Уникальная стилистика. Шаг влево — шаг вправо — казалось бы, попадешь в пошлость — но нет!
Это как в случае Дэвида Цукера и Лесли Нильсена. У всех других режиссёров Лесли выглядит всегда более блёкло, никто не может повторить тот же «Голый пистолет».
В общем, будем смотреть и пересматривать!
В заключении, пара цитат из «ДМБ»:
Товарищи призывники! Надо понимать всю глубину наших глубин.
***
Дух рано или поздно становится дембелем, а перед дембелем лежат все мечты! Потому что любят его очень — и здесь, и там. В пожарные берут, и в милицию. Там курорты от профсоюза, бесплатный проезд на автобусе. Девки с дойками так и плачут по дембелю… Потому что дембеля больше в армию не берут.