С каждым годом старые актёры играют лучше и лучше: живые люди, со светом в глазах, гении — фильм «Начало» (1970, СССР). Факты

«Мне целоваться нельзя, слаба! Млею!»

Удивительное кино, которое удавалось нормально посмотреть только сейчас. В советском детстве отпугивала ч/б картинка и суровый вид Жанны Д`Арк, а после было как-то не до этого. И вот, спустя 51 год(!) после выхода картины, наконец-то, удалось его оценить.

Перед нами три фильма в одном.

Инна Чурикова умудрилась предстать сразу в нескольких ипостасях:

а) показала свои собственные творческие перипетии, собственно, саму себя — актрису Инну Чурикову;

б) сыграла ткачиху Пашу Строганову;

в) сыграла Пашу, играющую Жанну Д`Арк;

г) сыграла саму Жанну.

Зацените количество уровней вложенности ролей, какая-то сумасшедшая рекурсия получается! Сон сна. Такое мелькало в голливудском тёзке — нолановском «Начале» (2010).

А про игру, мастерство перевоплощения, жизнь актёров нечто подобное было в недавнем тарантиновском «Однажды в Голливуде».

Недаром советское «Начало» отхватило в своё время столько серьёзных кинопремий, а Инна со своим мужем режиссёром Глебом Панфиловым получили мировую известность.

Опрос журнала «Советский Экран» признал Инну Михайловну лучшей актрисой 1970 года. В том же году зрители Болгарии оценили её талант и назвали лучшей зарубежной актрисой года за участие в фильмах «Начало» и «В огне брода нет». А в 1971 году на 32-м Венецианском кинофестивале Глеб Панфилов получил «Серебряного льва», Инна Чурикова — золотого.

Такие разные судьбы и непохожие друг на друга персонажи, исполняемые гениальной Инной, живущие в абсолютно разных вселенных, между собой перекликаются. Например, в один момент: у Жанны — «Ваш король вас предал», у Паши — предательство любимого, но уже женатого Аркаши.

Режиссер: "Хотите сниматься в кино?" Паша: "Бабой-Ягой?"

Режиссер: «Хотите сниматься в кино?» Паша: «Бабой-Ягой?»

Игра Чуриковой биографична. Она тоже на заре карьеры, в 1965 году, после окончания Щепкинского училища, играла бабу Ягу в театре юного зрителя. Её там будущий муж-режиссёр в 1967 году и приметил, заявляя, что первый раз «бабаёжка» вызывает не антипатию, а сочувствие.

***

Еще в «Начале» Чурикова говорит пророческое: «Уж я, девочки, оставлю свой след в искусстве. Вот увидите». Так и случилось. Мы недавно подробно писали о жизненном творческом пути Инны.

***

Интересна предыстория создания «Начала». После премьеры «В огне брода нет» и бракосочетания молодых, Габрилович и Панфилов взялись за написание сценария фильма под названием «Девушка с фабрики», главная роль в котором изначально затачивалась под Чурикову. Это было своеобразное признание любви Глеба к своей молодой жене.

Глеб Панфилов вспоминал:

«Картина «Начало» зрела во мне задолго до того, как мы приступили к работе над сценарием. Внутренне она существовала для меня и тогда, когда я снимал фильм «В огне брода нет». А если быть объективным, то и значительно раньше, в бытность мою инженером, когда я работал на заводе… Мне хотелось рассказать о рабочей девушке с непохожим на других характером, показать ее за обычными делами в привычной обстановке и постараться обнаружить в этом глубину и смысл простых вещей».

По другим источникам, изначально собирались снимать классику наподобие «Гамлета». Инна Михайловна всегда хотела сыграть французскую народную героиню Жанну Д`Арк. После успеха первой общей картины «семейный подряд» собирался взяться за экранизацию истории. Но кинематографическое руководство СССР проект не одобрило. Чурикова была в страшной депрессии после многократных отказов. Говорят, что даже есть письмо с просьбой побыстрее разрешить съемки, из-за которых она отложила возможность стать матерью (сына она родила уже поздно).

Пришлось идти на компромисс, снимать картину по современным реалиям, рассказав историю в формате «фильм в фильме».

Глеб Панфилов:

У нас есть талантливые актрисы. Например, Чулпан Хаматова. Считаю ее большой актрисой. Но лицо Инны, ее глаза, ее талант, ее внутренний трагизм и внутренняя сила — это нечто особое. Если вы видели ее в театре, то могли ощутить, что даже на сцене у нее есть крупный план. Причем не только визуальный крупный план, когда с балкона видны ее глаза. Хотя, естественно, я не вижу их так, как вижу на экране. У нее есть феноменальный дар — «крупный план» голоса. Ее голос соответствует силе и неповторимости ее взгляда, выражению ее лица. Все вместе дает поразительный эффект.

«Начало» — всего лишь набросок. Это скорее кинопробы к «Жанне д’Арк». Как прикидка они годятся. При возможностях Инны эти кинопробы будут отличаться от будущего фильма так же, как этюд отличается от картины. Больше того, год назад я совершенно всерьез сказал Инне: «Давай снимем фильм о Жанне д’Арк. Играть будешь ты». «Как?!» — «Очень просто. Ты играешь, а потом твое изображение я подвергаю компьютерной обработке, сглаживаю морщинки и т.д.»

***

Кстати, а вы замечали, что это редкий случай в советских фильмах, когда вступительные титры идут уже после окончания фильма?

***

Фильм снимался в окрестностях города Мурома, называя его Речинском. То и дело на заднем плане мелькают знакомые старые церкви. Именно в Муроме Паша ходила на танцы, гуляла по улицам.

В съёмках массовки участвовали местные жители (например, один из них даёт велосипед Кононову).

***

Забавно, что у простой швеи дома есть телевизор, магнитофон, шампанское и дичь. Еще и Аркашу успевает одевать и кормить. Да, по советским меркам главная героиня живёт небедно. Всё-таки это красивая, но сказка, на манер «Золушки», только вместо крёстной феи — режиссёр.

Аркадий: Паш, давай торшер купим?
Паша: Давай.
Аркадий: И шубу.
Паша: Да у меня ж есть уже.
Аркадий: Еще будет.
Паша: Сокол ты мой!

Паша и Аркадий поют (без слов) песню под названием «Come prima» (слова Марио Пандзери, музыка Винченцо Дипаола и Сандро Таккани).

Паша и Аркадий поют (без слов) песню под названием «Come prima» (слова Марио Пандзери, музыка Винченцо Дипаола и Сандро Таккани).

***

Кривляющийся "тик-токер" — Михаил Кононов. Получается, что у него в этом фильме две роли.

Кривляющийся юродивый — Михаил Кононов. Получается, что у него в этом фильме две роли.

***

Заглавная музыкальная тема — это никакая не «Цыганочка», а композиция «Man of Mystery» британской группы The Shadows (1960) в аранжировке ВИА «Поющие гитары» (1969).

В сцене окончания последнего съёмочного дня звучит часть песни «Tosca» в исполнении Доменико Модуньо.

***

Удивительно лёгкий, чистый, душевный и великий фильм, не смотря на историю ухода Аркаши из семьи. На фоне современных мелодрам смотрится на одном дыхании. И комедия и трагедия. И смех, и слезы, и любовь.

Author: admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *