Посмотрел «Летят журавли»: героиня раздражает. Словно Анна Каренина, только про войну

Добрался-таки до бессмертной классики советского киноискусства под названием «Летят журавли». Впервые посмотрел, и вот что думаю. Предупреждение: если здесь есть излишне ранимые читатели, что не приемлют хоть какой-либо попытки проанализировать и поразмышлять — лучше не читайте.

Итак. В общих чертах фильм, как и обещали всеразличные топы и подборки, оказался технически великолепным.
Пронзительная история о том, как девушка по имени Вероника ждёт вестей от ушедшего на фронт жениха Бориса.

Здесь я увидел ту самую залихватскую операторскую работу, потрясающую работу со светом и кадры, которые нажав на паузу, можно делать в виде фотографий. Увидел я и игру актёров. Не гениальную, но по-советски крепкую, убедительную.

Также я и прочувствовал замысел авторов: показать войну не с точки зрения боевых действий, а глазами обычной девушки, которая просто хотела… чего-то она в общем хотела. Но вот чего?

И именно сама героиня вызывала тонны противоречий! В рецензиях часто пишут: «ей невозможно сопереживать», и «если бы героиня была другой, фильм был бы лучше».

И претензии к Белке вполне понятны: по сути она — слабохарактерная, легкомысленная девчонка. Избалованная сытой жизнью, она попросту не готова к принятию сложных решений. Даже банально объясниться перед окружающими (включая жениха) она не может.

Самый интересный момент: когда Вероника с семьёй уехала в Сибирь, и там молчалива несла бремя страданий, у меня в голове промелькнула мысль: «Прямо как Анна Каренина» — что-то похожее в обеих героинях имеется. И что же? Буквально через пару минут Белка бежит на виадук для того, чтобы в отчаянии прыгнуть под поезд. Совпадение? Или своеобразная пасхалка (как это модно говорить сейчас) от режиссёра?

Однако такая героиня совершенно не портит фильм, наоборот! Она живая, раздражает своими жестами, взглядами, словами и поступками.


Ждать от экранных персонажей стопроцентной отваги, мудрости — это не про «Летят журавли». Герои здесь — обычные люди, которые совершают множество ошибок. И за это их ругать нельзя.

Вот в рецензиях пишут: «Герой Баталова — отличный парень, а вот его брат — полный негодяй! Разве можно такое было показывать в СССР, и отправлять кино на Канны?».

Но, друзья мои, даже Борис по сути, не герой — а обычный человек, который уходил на фронт, не понимая всей серьезности.

Кто смотрел внимательно, помнит в какой атмосфере были проводы первых добровольцев: много смеха, песни, шуток. ТОГДА казалось, что война уйдёт сразу, стоит проявить немного храбрости и показать зубы врагу; это буквально туда и обратно, завтра уже будем дома! Поэтому поступок был скорее романтичным порывом, нежели осознанным геройством.

Вот и Белка — обычная девчонка, которая плыла по течению беззаботной жизни, и которая просто не могла поверить, что когда-то придётся принимать сложные решения.
Более того: её чувства к Борису — скорее влюблённость нежели любовь, равно как и со стороны Бориса.
И вот несколько слов, которые точно могут расстроить многих. В финале фильма, когда Вероника раздаёт цветы — она улыбается. Улыбается окружающим, и летящим журавлям.
Это может показаться осознанием и принятием произошедшего: вон и павшие солдаты «превратились в белых журавлей».

Но на деле Вероника лишь избавилась от мук совести. Мол, совершенный поступок (свадьба с Марком, братом Бориса) ничего бы не изменил: жених погиб, а что ей делать? Напоминаю: она обычная девчонка, которую никто не готовил к различным жизненным невзгодам, тем более к войне. Фильм как раз об этом. Картина великолепная, и история — наглядно показывает то, какой война была по ту сторону. Глазами совершенно обычной девчонки, чьи поступки могут раздражать. Но таковы люди.

Author: admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *