Как смотреть кино и отличать плохую картину от хорошей? Не на уровне «понравилось/ не понравилось», а аргументировано, с понимание предмета, так, чтобы суметь доказать свою точку зрения.
Первый и самый верный способ – потратить год-два на прочтение книг по кинематографу и посмотреть уйму фильмов.
Второй путь, менее затратный и чуть более поверхностный, конечно – посмотреть несколько фильмов о фильмах с наглядными примерами.
Здесь надо обязательно предупредить о побочных эффектах, подобные которым при чтении книг испытывает корректор – вы уже не сможете просто смотреть кино и получать удовольствие. Вы начнёте понимать вторые и третьи смыслы сцен (или придумывать их сами себе), вы увидите киноляпы, которые куда как глубже, чем разный цвет кофточки на героине в одной сцене, и самое страшное – вероятно, вы начнёте предугадывать сценарные ходы.
Создавая Волны: Искусство Звука в Кино (2015 г.)
Кадр из фильма «Создавая волны»
Вот, именно после этого фильма возможна серьёзная побочка. Будьте осторожны. Посмотрев эту документалку, вы больше никогда не вернётесь в своё прежнее состояние зрителя. Вы научитесь отличать плохое кино от хорошего по качеству звука, по своевременности и частоте появления музыки. Узнаете историю появления современного звука и о том, какие фильмы совершили революцию в звукозаписи. Будьте осторожны – кино интеллектуально обогащает.
Киногид извращенца. Идеология (2006 г.)
Кадр из фильма «Киногид извращенца»
Словенский философ и культуролог Славой Жижек говорит на английском языке с произношением чуть лучше, чем бывший министр спорта Мутко, а потому тем, кто знает английский на уровне С2, может смотреть эту документалку с оригинальным звуком. Жижек говорит рьяно, быстро и яростно, нервно выдавливая из себя слова практически всем телом, помогая себе руками и само по себе зрелище говорящей иконы интеллектуалов всего мира завораживает. Жижек раскрывает нам истинную суть событий в кинолентах, анализируя их с точки зрения психоанализа, марксизма, вещизма, капитализма, христианства… На разбор к Жижеку попали почти 50 фильмов – от «Кубанских казаков» до «Матрицы», через «Солярис» и «Франкенштейна». Под настроение – это потрясающий рассказ о том, как люди, будучи отчего-то не в силах сказать друг другу всё самое важное напрямую, отразили свои проблемы и комплексы в кино.
Комната 237 (2012 г.)
Кадр из фильма «Сияние», в котором как будто зашифрован главный грех Стенли Кубрика и вся лунная программа США
Посмотрев это кино, вы некоторое время будете просто сидеть, потрясённо, ничего не говоря, ни о чем не думая, а спустя пять-десять минут станете перебирать кандидатуры друзей и родственников, которым обязательно нужно рассказать об увиденном. Прямо сейчас.
Строго говоря, этот фильм очень субъективен, возможно, он ничего общего с реальностью и не имеет, но после просмотра убедить в этом зрителя практически уже невозможно. В кино рассказывается о том, как знаменитый режиссёр Стенли Кубрик зашифровал в фильме «Сияние» всё, что знал о мировом заговоре и свою не последнюю роль в нём.
И пусть кто-то скажет, что это бред, но какие стройные у этого бреда доказательства!
Назад во времени. Фильм о фильме (2015)
Кадр из фильма «Назад в будущее»
Да, такие «фильмы о фильме» есть почти у каждого фильма, который более или менее популярен. Но фильм «Назад в будущее» — это популярность космического масштаба. Эта на первый взгляд незатейливая история о путешествии во времени вдруг нашла отклик в сотнях миллионах умов и сердец, поскольку один из самых главных и тайных вопросов, которые человек задаёт сам себе, звучит – «а что если бы я тогда поступил иначе?». Этот фильм стал важной частью культуры нашей цивилизации, породил множество фильмов — подобий, которые тоже отвечают на вопрос «а что если», и воскресил жанр «попаданства» в научной фантастике.
В природе существует ещё несколько фильмов о выдающихся режиссёрах (например, о Тарантино и Спилберге), но нет смысла включать их в эту подборку, поскольку особо ценной информации именно о кино, как искусстве, они не несут. Чаще всего такое кино снимается под лозунгом «знайте, каким он парнем был». Интересно только, что в России, например, это «посмертное кино», а в США нет ничего зазорного чтобы помянуть человека при жизни, как покойника.