Во что одевали «Интердевочек». Как снимали, и из чего творили костюмы в наших фильмах. Забавные факты

Текстильная промышленность в советское время не радовала разнообразием — выбор тканей и моделей одежды был строго регламентирован, да и те еще надо было ухитриться найти. А так как фильмы советские режиссеры все же снимали, художникам по костюмам приходилось подключать смекалку для воплощения их творческих идей и в условиях дефицита создавать яркие и неповторимые образы. На что только не шли художники по костюмам, чтобы их создать! Вот уж на самом деле – голь на выдумки хитра!

— В фильме «Кин-дза-дза» была целая эпопея в создании костюмов для героев. Эскизы костюмов начинала делать Алина Спешнева, продолжил её муж Николай Серебряников, а закончила Светлана Кахишвили. Но при сдаче проекта в производственный отдел «Мосфильма» выяснилось, что пошивочный цех перегружен и ничего не сможет сшить.

В мастерской художественного пошива при Большом театре, где пошив костюмов стоил намного дороже, удалось сшить всего несколько костюмов – смета не позволяла сшить больше.А костюмы были нужны в огромных количествах – в фильме есть эпизоды с тысячной массовкой. Выкручивалась из положения художник по костюмам Света Кахишвили. Она решила, что на планете Плюк главным костюмом должно быть теплое нижнее белье – майки и кальсоны – фирмы «Заря».

Во что одевали "Интердевочек". Как снимали, и из чего творили костюмы в наших фильмах. Забавные факты

Их обесцвечивали хлоркой, местами выжигали ворс. Лётные костюмы, где-то добытые Бицем, оказались бесценным кладом с массой изумительных деталей: подушечек, сеточек, нейлоновых мешочков, пружинок, металлических колечек, молний, тесемочек… Подушечки носили на своих задах инопланетянки, и это выглядело довольно завлекательно, в нейлоновые мешочки, перевязав их тесемками, обули пацаков, пружинки носили во рту эцилопы – как капу боксеры, отпоротые от летного костюма лямочки надели на головы пацаков. Не пропало ничего, что можно было использовать.

Купленные в магазине «Рыболов-спортсмен» колокольчики для донок стали колокольчиками для пацаков. На помойках в пустыне Кара-Кумы, где снимался фильм, и в костюмерной «Мосфильма» подобрали остальные детали инопланетных костюмов.

Из книги Георгия Данелии «Тостуемый пьет до дна»:

— Таким образом, на Уэфе оказались надеты – брезентовые матросские штаны, байковая майка фирмы «Заря», полусапожки из фильма «Тиль Уленшпигель». А перед самой съемкой я нашел на помойке блямбу непонятного назначения, я её вымыл и приклеил клеем «Момент» к заду матросских штанов чатланина. Каркас от бандажа промежности из лётных брюк – это и есть головной убор Леонова».

Во что одевали "Интердевочек". Как снимали, и из чего творили костюмы в наших фильмах. Забавные факты

Когда на съемки приехала Ирина Шмелева, игравшая Цан, у нее вообще не было костюма. по срочному заказу его сшили, но костюм забрать не смогли, так как был задержан перевод денег за костюм. И снова пришлось выкручиваться Светлане Кахишвили – она просто завернула актрису в кусок ткани. Ирина Шмелева потом вспоминала:

— С Данелия было безумно интересно. В голову мне он втыкал тьму всяких пружинок, и все ему было не так. Ветер ужасный, и на голове у меня полный кошмар, но ему этого не хватало — недоставало совсем кошмарного зрелища, поэтому на меня надели жуткий, нечесаный парик. Моих волос просто не хватало, чтобы привязать на них все эти болты и пружинки, которые ему были необходимы. А Данелия все не хватало моей головы, разных болтов и всяких других глупостей, чтобы сделать из меня уже полное безобразие! По сути, одна-единственная значительная женская роль в картине! И в каком там виде — нос облупленный, губы потрескались, да еще в рот пружинки вставили!.. Да и костюмчик-то у меня — тряпочка на талии, что-то еще сверху, и все это из какого-то мешочка.

Во что одевали "Интердевочек". Как снимали, и из чего творили костюмы в наших фильмах. Забавные факты

— Элегантные платья миди, рубашка в тон и двубортный клетчатый пиджак директора института Киры Анатольевны Шемаханской в фильме «Чародеи» были взяты костюмером фильма напрокат в СХКБ (специальном художественно-конструкторском бюро), основанном художником-модельером Аллой Левашовой в 1962 году. Простые советские граждане там не одевались – бюро было ориентировано на европейские модные дома.

Во что одевали "Интердевочек". Как снимали, и из чего творили костюмы в наших фильмах. Забавные факты

Красное платье Алены, в котором мы видим ее на новогоднем балу, было сшито женой художника по костюмам Наталией Журавлевой. Такие платья с ручной росписью и объемными рюшами, сшитые ею, всегда с удовольствием покупали сотрудники французского посольства в Москве.

Во что одевали "Интердевочек". Как снимали, и из чего творили костюмы в наших фильмах. Забавные факты

— В фильме «Самая обаятельная и привлекательная» героиня Ирины Муравьевой из простушки превращалась в модницу. Белая шубка, в которой мы видим ее в кадре конце фильма, — ее собственная, а широкополая красная шляпа принадлежала Татьяне Васильевой, героиня которой в этом фильме тоже появлялась в ней.

Во что одевали "Интердевочек". Как снимали, и из чего творили костюмы в наших фильмах. Забавные факты

— В фильме «Бриллиантовая рука» мы видим Андрея Миронова в водолазке – этот предмет мужского гардероба ввел в моду французский дизайнер Пьер Карден. Причем Миронов в фильме носил даже две: голубая принадлежала самому актеру, а белую купили в валютном магазине «Березка» костюмеры.

Во что одевали "Интердевочек". Как снимали, и из чего творили костюмы в наших фильмах. Забавные факты

— Для образа Гоши в мелодраме «Москва слезам не верит» пожертвовал свои дорогие и дефицитные джинсы Wrangler супруг художника фильма Жанны Мелкоян. Среди актеров ходила легенда, что Алексей Баталов так и не вернул их владельцу.

— В фильме «Брат» из всех актерских костюмов единственная вещь, которая была куплена – это свитер Данилы Багрова: жена Балабанова Надежда купила его в секонд-хенде за 35 рублей. Сейчас этот свитер хранится у вдовы Сергея. Остальная одежда актеров в кадре принадлежала либо самим актерам, либо была взята ими у родственников или друзей. Например, Светлана Письмиченко снималась в своей одежде. Для киллера Татарина нашла одежду в своем гардеробе Надежда Васильева: зеленое пальто она приобрела в Германии на съемках фильма «Замок», цветастый галстук нашелся у отца Надежды, а желтый пиджак взяли у брата актрисы Анастасии Мельниковой. Для образа Кэт долгое время не могли найти косуху и берцы – нужен был маленький размер. В итоге куртку дала Настя Полевая, а ботинки одолжила дочь оператора Сергея Астахова. Кстати, прически и наряды Мария Жукова, игравшая Кэт, придумывала себе сама.

Во что одевали "Интердевочек". Как снимали, и из чего творили костюмы в наших фильмах. Забавные факты

— В фильме «Любовь и голуби» яркий берет появился неожиданно уже в процессе съемок. Игравшая роль Надежды Нина Дорошина решила, что эмоциональная стычка героинь должна завершиться логичным и ярким финалом, а именно – жена просто обязана что-то выдрать у разлучницы. И буквально за ночь связали легендарный берет, прикрепили к нему на нитку помпон, который и отрывает в фильме героиня Дорошиной.

— Мало кто знает, но для фильма «Иван Васильевич меняет профессию» костюмы придумывал Вячеслав Зайцев, тогда еще начинающий модельер. Именно он добавил белоснежные перья на белый брючный костюм подруги Якина, придав этой деталью невероятную роскошь образу.

Зиночка тоже появляется в кадре в брючном костюме. Но в ее образе белый цвет и удлиненный жакет отражают черты 70-х годов и эпохи покорения космоса, и это не случайно: Зиночка – смелая, решительная и целеустремленная, она вот-вот бросит мужа. А понять, что Зиночка все-таки бросила супруга, зрителю помогают появившиеся в следующем эпизоде ярко-красные аксессуары.

Во что одевали "Интердевочек". Как снимали, и из чего творили костюмы в наших фильмах. Забавные факты

— Подбор очков для героини Алисы Фрейндлих в фильме «Служебный роман» оказался делом непростым и долгим. Режиссер хотел с помощью них не только скрыть от окружающих глаза одинокой женщины, но и добавить образу начальницы одновременно серости и строгости. Оператор Владимир Нахабцев принес очки в толстой роговой оправе, которые подошли идеально.

Во что одевали "Интердевочек". Как снимали, и из чего творили костюмы в наших фильмах. Забавные факты

— В «Сказки о царе Салтане» перед художником по костюмам Ольгой Кручининой стояла сверхсложная задача: одежду героев необходимо было сшить из красивых тканей, вот только в продаже их просто-напросто не было. Тогда Кручинина придумала, как самой создать такие ткани: она наложила друг на друга солями плотную, легкую и тонкую ткани, прошила узор и удалила лишнюю ткань. В итоге получилась многоуровневая текстура, которая художник дополнила бусинами и вышивкой.

Во что одевали "Интердевочек". Как снимали, и из чего творили костюмы в наших фильмах. Забавные факты

— Для советского кинематографа жанр вестерна был редким явлением, поэтому для съемок фильма «Человек с бульвара Капуцинов» не хватало не только атрибутики и бутафории, но и костюмов – ни ковбойских сбруй, ни кожаных седел, ни даже кольтов на «Мосфильме» не нашлось. В результате собирали реквизит с миру по нитке – на чешской киностудии «Баррандов» взяли сбруи и лошадиные сёдла, лошадей нашли на месте, на «Мосфильме» сшили костюмы и шляпы, а перья для нарядов индейцев достали в Крыму. Кого там ощипали для этого – так и осталось неизвестным, но только хватило их прямо тютелька в тютельку. Поэтому легко понять, какой ужас испытывала группа, снимая эпизод, когда Табаков остригает ножницами мешающие ему смотреть кино перья сидящего впереди него индейского вождя! Дубль-то возможен был лишь один!

Во что одевали "Интердевочек". Как снимали, и из чего творили костюмы в наших фильмах. Забавные факты

— В фильме «Собака на сене» художником по костюмам была Татьяна Острогорская. Ей удалось каким-то чудом достать необычные ткани и создать невероятные наряды для героини Дианы. Многочисленные шикарные воротнички, которые мы видим чуть ли не в каждой сцене фильма, она сотворила из кружев, и вся вышивка на нарядах была сделана ее руками.

— Она же готовила и костюмы для фильма «Д’Артаньян и три мушкетера»: эскизы многочисленных женских нарядов — платья с открытыми плечами на французский манер, закрытые платья и пышные платья с широкими рукавами – разработала Татьяна Острогорская.

Во что одевали "Интердевочек". Как снимали, и из чего творили костюмы в наших фильмах. Забавные факты

Один из образов миледи придумала сыгравшая ее Маргарита Терехова. Речь идет о черном мужском костюме – лосинах, ботфортах, рубашке из гардероба Бэкингема, плаще и шляпе с красным пером, которое было единственным цветовым акцентом в этом образе.

— Кстати, лосины зрители могут увидеть еще в одном советском фильме, только уже совсем из другого времени – в «Интердевочке». Практически вся невиданная для советских граждан одежда – джинсовая, лосины, короткие юбки, объемные куртки, яркие браслеты и клипсы – была куплена в Стокгольме, поэтому была откровением для зрителей.

Во что одевали "Интердевочек". Как снимали, и из чего творили костюмы в наших фильмах. Забавные факты

В этом фильме вообще все, что носили главные героини – вплоть до белья – должно было, по замыслу режиссера, кардинально отличаться от одежды из гардероба обычного советского человека, усиливая контраст между «Здесь» и «Там». Кстати, Елене Яковлевой так понравился комплект нижнего белья из тонкого светлого шелка, который для ее героини специально подбирали костюмеры, что режиссер подарил его ей после съемок.

Author: admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *