«Жуткие рожи на доске почета» (С) М.Жванецкий («Собрание на ликёро-водочном заводе»)
Эффект «зловещей долины» (яп. 不気味の谷 , англ. uncanny valley) — явление cформулированное японским учёным-робототехником и инженером Масахиро Мори. Суть в том, что робот или другой объект, выглядящий или действующий примерно как человек (но не точно так, как настоящий), вызывает неприязнь и отвращение.
Именно поэтому очень сомнительна идея создания в реальной жизни таких двойников. Думается, искусственный Сыроежкин из «Электроника», Вертер из «Гостьи из будущего» или робот-двойник вместо погибшего мужа из «Чёрного зеркала» в реальности вызвали бы жуткое отторжение и желание сбежать от этих «товарищей» куда подальше.
И действительно, стремление к реализму иногда играет дурную шутку.
Естественно, в случае фильмов ужасов «зловещая долина» как раз таки пригождается. Но в данной заметке речь идёт о противоположном случае — когда в теории привлекательные персонажи нечаянно стали кошмарными.
1. Дети в «Сын маски» и «Сумерках»
Реально жуткие исчадия ада получились.
2. «Крипово»-нарисованный Арни из «Вспомнить всё»
Художники, конечно, старались. Но несоответствие с реальностью сильно бросается в глаза.
3. Герои из 3D-мультфильмов Роберта Земекиса
«Полярный экспресс», «Беовульф», «Рождественская история», «Дом монстр» вызывают малоприятные эмоции. Персонажи просто ужасны, рисованные болванчики настолько близки к живым, что из милых стали «потусторонними». Вообще, не возможно понятно, куда направлен их взор — по этому моменту недавно прошлись в «Чип и Дейле» (2022), рассуждая о Викинге из «Беовульфа».
4. «Тайна красной планеты»
Всё те же страшненькие пластмассовые «недочеловеки»:
5. «Терминатор»
Та же проблема и в «Терминатор 4: Да придёт спаситель». Предельно искусственный нарисованный Шварценеггер:
Компьютерный молодой Арни в «Терминаторе-5» также вызывает чувство неловкости:
***
Бороться с этим эффектом просто: нужно делать персонажей намеренно мультяшными, излишне не гоняясь за реалистичностью.