Дилогия «Брат» (1997) и «Брат-2» (2000) режиссёра Алексея Балабанова смогла показать суровую правду жизни тех времён. Именно поэтому фильмы стали для целого поколения россиян культовыми. Дело и в ностальгии по началу 2000-х, и в достоверности снятого.
Какой из них лучше, сказать невозможно. Первый — более настоящий, мрачный, более балабановский, реальное олицетворение города и времени. Второй попсовей и уже ближе к обычному кино. Но всё равно — шикарный. А саундтреки к обоим фильмам — вообще супер!
«Брат-2», про который пойдет здесь речь, где-то оказался глубже, коснувшись многих тем, не затронутых первым фильмом. Например: США, эмигранты, тюрьма, шоу-, спортивный и прочий бизнес, и т.д. А еще «Брат-2» вышел за рамки драмы, его сложно причислить к какому-то одному жанру.
А вы знаете, что тюрьма, где оказался Данила Багров, это здание гауптвахты Московского гарнизона, построенное еще до революции? В этой кутузке в своё время сидели Троцкий, Берия и Сергей Сельянов (продюсер «Брата-2»).
Массовкой в кадр попали как реальные заключенные, так и актёр Олег Васильков (справа, снимался в сериалах «Бригада», «Краплёный»):
Когда в США снимали момент изготовления самопального оружия, американские пиротехники просто не могли понять, чего от них хотят. Пришлось делать работу нашему оператору из железной трубки, порошка марганцовки, серебрянки и скрепок (дети, родившиеся в СССР должны знать этот рецепт, наряду с волшебными свойствами карбида). Американцев он конечно удивил, но они заявили, что умывают руки и не дают никакой гарантии за здоровье актёров.
Брат (Сухоруков) в обоих фильмах переозвучен. Его голос — дублирован актёром Алексеем Полуяном, который кроме этого засветился в первом «Брате». Там сыграл роль киллера, прострелившего CD-плеер Даниле.
Еще факт по перееозвучке: свой голос обоим американским таксистам дал Юрий Стоянов.
Сцена, где Данилу сбивает машина снята довольно топорно. Видно, что она никуда не едет, то её раскачивает сзади человек в сиреневой шапке:
Виктора Сухорукова американцы лишили визы за эпизод с американской таможней в фильме. Хотя, если учитывать все мыслимые и немыслимые законы, которые были нарушены съемочной группой на территории США, то могли вообще всех посадить. (Многие считают, что авторы сюжета игры GTA 4 про русскоязычного криминального эммигранта черпали своё вдохновение из «Брата 2»).
Да и на территории России скрытно передвигаться с оружием (пусть и охолощеным) по улицам, стрелять без разрешения и потом скрываться, пока милиция не приехала, тоже преступление. Дело в том, что это были дни после взрывов домов в Москве. Никто съёмочной бригаде не разрешил бы разгуливать по городу с оружием, хоть и бутафорским. Сцены снимали тайком, чтобы не попасться патрулям. Момент со стрельбой в московском дворике долго готовили, сняли быстро-быстро с одного дубля, до приезда милиции на выстрелы.
Кстати, перед перестрелкой — в кадре «Гранд Чероки», а после очередей из пулемёта «Максим» — более дешевый «Чероки». Сэкономили.
В фильме не только тюрьма реальная:
- квартира певицы Ирины Салтыковой тоже настоящая. Именно в ней она тогда и жила;
- особняк банкира Белкина (Сергей Маковецкий) — это музей-заповедник «Ленинские Горки», с сохранившимся антиквариатом, старинной мебелью и автомобилями (один из засветившихся в фильме ранее принадлежал Геббельсу);
- хоккейная площадка также настоящая;
- сцены в США снимали в реальных гетто, «чёрных» кварталах, где съёмочную группу местные приняли очень хорошо;
- снимать настоящих полицейских при исполнении в кино по американским законам нельзя, но это не стало преградой для наших киношников. Правила в очередной раз были нарушены.
Может быть благодаря этому фильм и получился настолько живым и реальным. Но самая главная заслуга — игра Сергея Бодрова, который будет жить в этих фильмах вечно…