Фильм снят в 1973 году по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич» (1935).
Первоначально роль Ивана Васильевича «писАлась» под Юрия Никулина. Никулин был любимчиком у Гайдая. К тому же в это время в популярном журнале «Наука и жизнь» опубликовали восстановленный по костям облик Ивана Грозного. Говорили, что он чем-то похож на Юрия Никулина:
Но Юрий Владимирович, прочитав сценарий, почему-то решил, что фильм про царя цензура на экраны не пропустит. Сославшись на плотный цирковой гастрольный график, отказался. О чём в последствие пожалел.
Помните сцену пира в царских палатах? Для достоверности её снимали в Ростовском кремле, с настоящей, а не бутафорской едой. Правда, стоимость банкета не была заложена в бюджет фильма. Оплачивал всё сам Гайдай. Так что есть ответ на вопрос Бунша: «За чей счёт банкет?»
Эту сцену пришлось переснимать, т.к. реквизиторы забыли на столе бутылку «Боржоми». Прямо как недавно в «Играх престола» забыли стаканчик кофе.
На ручке, которую Жорж подарил иностранному послу (такой же, как в одной из серий «Ну, погоди!), была изображена женщина в купальнике, которая «раздевалась», если ручку перевернуть. Все крупные планы при монтаже вырезали. Может, иногда цензура это не так плохо. Цензура заставляет искать компромиссы, придумывать метафоры которые в итоге делают фильм интереснее и сложнее.
В фильме, когда посол просит отдать Кемскую волость именно криминальный Милославский отвечает отказом, успев снять с посла медальон с алмазами. А в исходнике, пьесе Михаила Булгакова, инициатором отдать Кемскую волость выступает именно Милославский. И вообще, в пьесе Жорж гораздо более отрицательный, мелкокриминальный, недалёкий герой, нежели в кино.
Финальная фраза: «Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе… Если, конечно, они у вас есть», — импровизация Куравлёва. Гайдай создавал творческую атмосферу и разрешал актёрам импровизировать на съемочной площадке. Многое в гайдаевских комедиях — экспромт режиссера и актёров.
На роль Милославского изначально планировался Андрей Миронов. Так и было бы, но Миронов не нашёл общего языка с Яковлевым. Далее на кинопробы приглашали Вячеслава Невинного, Георгия Буркова, Сергея Никоненко, Георгия Юматова, Анатолия Кузнецова.
Середина 70-х — эра стабильности и рассвета Советской империи. Такие солнечные комедии возможно было сотворить только в то солнечное время. Сейчас, в наш «волчий» век так снимать невозможно.