В продолжении недавнего нашего нарратива «Как в фантастических фильмах выдают обычные бытовые вещи за технику будущего», когда вместо дорогостоящего реквизита используют «подножные» варианты.
Но если в Голливуде прибегают к импровизации по большей части руководствуясь творческими порывами, то в СССР такая мера была скорее вынужденной: попробуй-ка выбей лишнюю копейку на создание сай-фай прибамбасов для кино!
Вспоминая пресловутую машину времени из «Назад в Будущее» можно обратить внимание, что за основу был взят довольно дорогой транспорт, на который лишь навесили побрякушек и бытовых приборов для придания футуристичности. А что же в отечественном варианте?
При съемках гайдаевского фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (1973) для реквизиторов встал вопрос — а собственно, как сделать правдоподобный макет машины времени.
В самом начале работы Леонид Гайдай получил разрешение обратиться в конструкторское бюро для создания машины времени. Те сделали наброски, получался полноценный «космический аппарат». Гайдай пришёл в ужас, это оборудование смотрелось бы в советской квартире кошмарно. Пришлось отказаться. Сроки поджимали, отправлять героев фильма во временные путешествия было не на чем.
В этот же время в соседнем павильоне «Мосфильма» трудился талантливый известный Вячеслав Почечуев (художник, скульптор по дереву и карикатурист), который остро нуждался в деньгах.
В итоге, он и справился с заданием за две недели!
Часть машины изготовил из реквизита, оставшегося после «Соляриса» Тарковского — фильм был дорогим в производстве, и подход к созданию декораций был практически на голливудском уровне.
Железными прутьями и рычагами разжились на одном из заводов. На другом выкупили десятки разноцветных ламп и десятки метров проводов. Химические колбы, «стекляшки» заказал на стекольном заводе (сверхсрочную работу оплатили креплёными напитками).
Машина получилась относительно компактной — как раз вписалась в квартиру к изобретателю Шурику Тимофееву. «Монстр» даже дым пускал и издавал «космические» звуки.
По свидетельству современников, Гайдай поначалу скептически отнёсся к результату труда, качал головой — мол, совмещение колб и транзисторов это бред. Но каждый норовил лично потрогать чудо-аппарат: здорово, блин! Успех вышедшей кинокомедии подтвердил: такой машина времени и должна быть.
«Изобретатель» получил по смете премию — 40 советских рублей (примерно 6000-7000 рублей по нашим временам). На киностудии «Мосфильм» скульптору выдали справку: «Деньги выданы за изобретение машины времени». Без кавычек.