Странно, что мы не знали об этом 2-серийном независимом немецком фильме «Мир на проводе» 1973 года. Ведь это же эпохальный момент! Первый в мире фильм в жанре киберпанк, появившийся задолго до кинофантастики «Трон» (1982).
Сюжет: правительство Германии финансирует программу исследований в области кибернетики, в рамках которой разработан компьютер следующего поколения для моделирования событий и тенденций в обществе. В итоге получился суперкомпьютер, смоделировавший целый виртуальный мир, небольшой городок с населением около десяти тысяч цифровых жителей («единицы идентичности», как их называют программисты), которые эффективно живут своей жизнью, программисты могут наблюдать за ними, настраивать их личности и мир.
Внезапно вокруг этого проекта начинает происходить цепочка убийств и исчезновений. Главный создатель, Фоллмер, умирает при загадочных обстоятельствах. Доктор Фред Стиллер пытается разобраться в происходящем. Немного странным оказывается, что о некоторых недавно пропавших людях почему-то никто не помнит.
Основан фильм на романе Дэниэла Фрэнсиса Галуйе «Симулактрон-3» (1964), где ставиться основной вопрос: реален ли окружающий мир или это всего лишь только виртуальная симуляция.
Фильм — единственная работа писателя и режиссера Райнера Вернера Фассбиндера в жанре научной фантастики. Премьера двухсерийного мини-сериала на западногерманском телевидении состоялась в 1973 году. Вторая волна популярности пошла в 2000 году, после выхода в свет «последователей».
Сейчас, в наше время этот философский научно-фантастический фильм смотрится тяжело (да еще и на немецком языке). Примерно так же, как «Солярис» Тарковского, «2001: Космическая одиссея» Кубрика.
Музыкальное наполнение отдаёт тревожностью. Спецэффекты практически отсутствуют. Интерьеры спроектированы так, чтобы выглядеть ультрасовременным, и сейчас выглядит невероятно китчевыми и устаревшими.
Но у «Мира на проволоке» есть самое главное преимущество — он первый, и он гораздо глубже своих последователей.
Что характерно, и фильм «Тринадцатый этаж» 1999 снят по роману «Симулактрон-3». Только ремейк сильно облегчён, и в два раза сокращен, что вызывает ряд логических несостыковок.
Скорее всего, одним из идейных последователей «Мира на проволоке» является и «Начало» (2010) Нолана.
Также смысл происходящего перекликается с философской стороной «Матрицы» (1999). Там тоже встаёт вопрос «А что же реально?» Есть сходство между «Миром на проводе» и «Матрица» на уровне визуала и идей:
- в обоих фильмах персонажи могут входить «сверху» в симуляцию в желаемое место, человека и обстоятельства, связывая сознание с виртуальным «персонажем»;
- доктор Фред Стиллер использует телефонную будку и телефоны, чтобы войти в симуляцию и выйти из неё;
- в какой-то момент доктор встречается во французском отеле с «Главным архитектором» — «Эйнштейном», идентификационная единица № 0001;
- при входе в симуляцию («контактная проекция») Стиллер ложится на нечто вроде шезлонга, и его сознание переносится — очень похоже на то, как экипаж «Навуходоносора» входит в Матрицу;
- и в том и в другом фильме, персонаж при смерти в одной из реальностей, может погибнуть и в другой.
Вряд ли все вышеперечисленные моменты являются совпадением. Скорее всего, создатели «Матрицы» (1999) подсмотрели некоторые моменты в «Мире на проволоке».
Каждый серьёзный любитель кино просто обязан ознакомиться с этим фильмом.