Вспоминаем серию фильмов «Смертельное оружие». Причем в рамках этой статьи — только первую картину. Почему? Скорее всего дело в субъективном восприятии, так называемый «синдром утёнка». Но почему-то кажется, что первый — более ламповый. В нём царит атмосфера 80-х годов, которая для многих из нас ассоциируется с эпохой VHS.
Первая версия сценария была иной. Сценарист Шэйн Блэк видел историю более мрачной: жертв среди «хороших» ребят куда больше, а сам Риггз — должен был быть тем еще психом. Например, героя Гэри Бьюзи он должен был отправить на тот свет ударом пальца в глаз.
Позже Блэк перекроил не устраивающий его текст. Однако режиссёру Ричарду Доннеру и новый вариант показался мрачным. Поэтому он тайком (без указания в титрах) пригласил другого сценариста. Тот добавил шуток и вырезал «жесть», неприемлемую для широкой публики.
У Мэла Гибсона, видимо, было особое чутьё — либо сработала та самая удача актёра. Дело в том, что его приглашали на главную роль в ремейк ужастика «Муха». Поколебавшись между нишевым хоррором артхаусного режиссёра Дэвида Кронненберга и динамичным боевиком — он выбрал второе. И не прогадал. Нет, «Муха» — отличный фильм. Но он не помог бы Гибсону оставаться на виду у широкой публики.
Но вот что интересно: спустя много лет стало известно, что тот же Гибсон отказался не только от «Мухи»… но и от роли Джона Макклейна в «Крепком орешке». При этом Брюса Уиллиса звали в «Смертельное оружия». Оба они отказались от «не своих» проектов, и каждый оказался там, где и должен быть.
И вишенка на торте: у обоих героев — одинаковое оружие. Пистолет beretta 92f.
К роли своей Гибсон отнёсся невероятно серьёзно. Например, в сцене где его персонаж подумывает «как бы поскорее покончить со всем этим», он держит пистолет у своей головы. Так вот, один из патронов там был настоящим! Таким методом Мэл пытался по-настоящему приблизиться к реальному опыту, и достовернее сыграть персонажа, переживающего депрессию.
Другим актёром, вытянувшим счастливый билет из пучины забвения оказался Гэри Бьюзи: к моменту съемок «Смертельного оружия» он был уже довольно известной личностью, о которой уже начали забывать. И роль злодея Джошуа изменила всё. И хотя Бьюзи так и не стал звездой номер один, у него всё равно появлялись громкие проекты: На гребне волны, Фирма, Ярость, Знак зверя.
Одна из причин культового статуса «Смертельного оружия» даже спустя 30 лет — это серьёзный подход создателей. Ведь не только Гибсон желал достоверности. Режиссёр проекта Ричард Доннер буквально бредил тем же. Поэтому на съемках были задействованы три консультанта по боевым искусствам — капоэйро, тюремные драки и джиу-джитсу. Финальная схватка, где Риггз демонстрирует свои навыки снималась четыре ночи подряд, от заката до рассвета. Хотя сама сцена длится какие-то считанные минуты.
Трудно спорить: все перестановки актёров, изменения сценария только пошли на пользу фильму. Однако есть одно сожаление: ведь первоначальным режиссёром был Риддли Скотт. Однако после съемок «Бегущего по лезвию» он рассорился со студией Warner. И выбыл из проекта. И если честно, очень хотелось бы увидеть версию от Скотта.
Финальный факт:
«Смертельное оружие» был первым фильмом, в котором показали мобильный телефон. Конечно, этот аппарат мало чем напоминает привычные нам гаджеты. Однако для 80-х это было тем еще достижением. И впервые работу сотового устройства продемонстрировал персонаж Дэнни Гловера.