Что не так с фильмом «Время» (и что так)

Небольшая рекомендация (или антирекомендация) с лёгкими спойлерами, не портящими впечатление от просмотра.

Давненько в кинотеатры не заглядывали триллеры — напряжённые, таинственные и чтобы с внезапным «вотэтаповоротом» в конце. На подобного рода фильмах специализируется режиссёр М. Найт Шьямалан. Именно он восполнил пробел, и показал всему миру новую работу — «Время» (В оригинале Old — Старость).

Триллер от режиссёра «Сплита», «Шестого чувства», «Знаков» и «Таинственной реки» — это история о том, как группа людей попадает на некий «секретный пляж», в котором процессы старения идут в разы быстрее привычного. И, пытаясь выбраться из него, они тет-а-тет сталкиваются с неотвратимостью.

Разношёрстная группа: родители, переживающие развод. Их дети 6 и 13 лет. Другая семья, состоящая из пары, пожилой матери и маленькой девочки. Казалось бы они прибыли в тихое уединённое место хорошенько расслабиться. Но нет… В определённый момент понимая, что находятся в ловушке, герои каждый по-своему переживает ускоренное старение — и именно наблюдать за этим и жутко, и приятно.

Дело в том, что фильмы Шьямалана всегда противоречивые. С одной стороны, в них есть увлекательная завязка и концепция. С другой – в них есть масса несостыковок, противоречий и глупостей. Но при этом, смотреть его работы тупо интересно: он умеет погружать в атмосферу, даже если для этого потребуется поверить во все невероятные условности, которые он придумал для того, чтобы удивить зрителя.

И во «Времени» условностей этих хоть отбавляй: без спойлеров трудно рассказать, но один пример приведу. Например, при ускорении всех процессов кроме почти молниеносного увядания есть приятный бонус: раны у героев заживают невероятно быстро. Раз — и на месте пореза зарубцевавшийся шрам. И чтобы успеть сделать операцию одному из персонажей, необходимо держать разрез руками — чтобы тот не успел затянуться. Операция проходит успешно. Но при этом ни один микроб не попал в организм, и не размножился ускоренно, погубив человека. Думаете, придираюсь? Но нет: в конце именно подобный приём внезапно начинает работать с одним из героев: в кровь попадает ржавчина, и за считанные секунды тот умирает от инфекции.

Повторяюсь: это всё условности, на которые можно и нужно закрыть глаза. Потому что мастер нащупал одну болевую точку, которая объединяет всех зрителей — это страх перед старением. И именно играя на этом поле он смог снять по-настоящему жуткую историю, которая просто поражает своей метафоричностью. Пляж — это наша жизнь, а за нами кто-то наблюдает в бинокль. Именно такое положение дел нам показывают ближе к финалу. Причем наблюдает за всем этим делом герой, сыгранный не абы кем, а самим М. Найтом!

И именно в этой метафоричности кроется шарм фильма. Он — создатель этой вселенной (киношной). Практически Бог. Наблюдает за букашками-человеками, которые чего-то там карабкаются.

Но сам режиссёр, как у него водится, перестарался. Он решил объединить фильм-притчу с развлекательным блокбастером. Поэтому после сцены с наблюдателем есть несколько сюжетных твистов, которые приводят к относительному хэппи-энду.

Именно такой подход, на мой взгляд, и сделал из потенциально знакового фильма, который можно было бы поставить на один ряд с «Прибытием» обычный летний блокбастер.

Который, отдадим должное, работает именно так, как задумано: пугает, заставляет немного задуматься. И еще одна приятная особенность: после фильма еще пара часов сохраняется желание посмотреть на свою руку или на свое отражение в зеркале — а не попали ли мы сами на этот секретный пляж? Мало какой фильм сможет похвастаться такими фантомами.

Author: admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *