«Обитель» — сериал, который вы рано или поздно посмотрите

Мы привыкли, что сериалы, спонсируемые телеканалами – независимо от номера «кнопки», про «любовную любовь» или про «ментовских ментов» не обладают ни внятным сюжетом, ни логикой, ни сколько-нибудь правдоподобной игрой актёров, но бывают счастливые исключения.

Титры сериала «Обитель» сообщают, что он снят по мотивам (!) одноимённого романа Захара Прилепина, но на самом деле события киноленты воспроизведены достаточно близко к тексту книги. Основное отличие картинки от бумаги случится только в последней восьмой серии.

Кадр из сериала "Обитель"

Сразу надо сказать, первые четыре серии вроде и не про лагерь вовсе, поскольку Захар Прилепин выбрал для начала своего романа самое мягкое время существования С.Л.О.Н. – Соловецкого лагеря особого назначения.

При начальнике Фёдоре Эйхмансе (в сериале — Эйхманис, играет его Сергей Безруков) лагерь приносил миллионные прибыли, политические заключенные жили явно лучше уголовников, могли гулять в свободное время. При «зоне» был театр, звероферма, магазины, посылки, свидания и командировки в свободный мир.

Кадр из сериала "Обитель"

За столом в кабинетах начальников висит портрет не Сталина, но ещё Троцкого, и даже жив Ленин (о нём, впрочем, почти ни слова), но уже в середине фильма портрет на стене начальство рекомендует снять.

Кадр из сериала "Обитель"

Но дальше тяжесть «картинки» нарастает с каждой сценой.

И вроде бы всё ясно – всё понятно: чекисты звери, заключенные святые…

Сколько уже было таких фильмов. Российский зритель перекормлен ГУЛАГ-кино.

Но (микроспойлер) постарайтесь не сочувствовать героям фильма и даже самым, как кажется, приятным. Лагерь живёт по законам фрактальной геометрии – в малом повторяется большое и наоборот.

Кадр из сериала "Обитель"

И отвечая на вопрос, о чем этот фильм, придётся крепко задуматься.

Вроде бы фильм о своём времени, но совершенно об ином его виде. Мало кто из нас, живущих в другом веке, видит себе середину 20-х годов прошлого века именно так. Очень уж непривычно, а меж тем Захар Прилепин думал – историю изучал.

Вроде бы фильм о любви. Но это совершенно животная, безжалостная и, вот — парадокс — бесконечно жертвенная любовь.

Вроде бы о человеческой изворотливости – главный герой, опасаясь мести уголовников, поднимается в тюремной иерархии до невиданных высот, но всякому приспособленчеству приходит конец.

Вроде бы и о России и её вечном проклятии – от церковного раскола до социального – все несогласные попадают в мясорубку Соловков, но не сам ли человек, в конце концов, есть собственное проклятье?

Кадр из сериала "Обитель"

Книга писалась с прицелом на вечность, как и всё остальное у Прилепина, и сериал, если в наше «одноразовое время» и забудется, то вряд ли навсегда.

Кадр из сериала "Обитель"

Author: admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *