«СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ, ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ»
На съёмках фильма, проходивших в Чечено-Ингушской АССР, пригласили для участия в массовых сценах местных жителей и объявили условия: «Нужно приходить с паспортом, конный — 10 рублей в день, пеший — 5». Конечно же, речь шла о гонораре, но жители все поняли наоборот и подавали паспорта с вложенными в них купюрами. из-за этого недопонимания на режиссёра Никиту Михалкова даже чуть было не завели дело о взяточничестве. но еще удивительнее было то, что актёры массовки всерьёз спрашивали: «Оружие вы будете давать, или нам своё принести?».
Добавьте описание
Не раз проявили свой местный менталитет актеры массовки и в съемках сцены ограбления поезда.
Сначала они все до одного возмущенно отказались быть пассажирами поезда: «Hac грабить? Вы что?!». Так все чеченцы стали членами банды Михалкова-Брылова.
Затем, когда непосредственно снималось ограбление, принимавшие в ней участие чеченцы вошли в такой азарт, что угомонили их только выстрелы из ракетницы.
— C этой сценой смешная была история, – вспоминает Михалков. – Группа каскадеров обсуждала ee в обеденный перерыв: как надо прыгать на поезд, с какой скоростью он должен идти, как лошади должны скакать. Долго, обстоятельно. A в моей «банде» был молодой красавец из местных. Услышал он разговор, вскочил на коня, догнал поезд, который шел в депо «на обед». Прыгнул c седла на поезд, потом обратно в седло и, усмехаясь, вернулся на место. Каскадеров это подкосило абсолютно.
Добавьте описание
«МИМИНО»
На съёмках фильма «Мимино» произошла похожая история.
— Георгий Николаевич, а правда, что вам платили за то, чтобы сняться у вас?
— Ха! Был такой случай на съемках “Мимино”. Там в горах мы набирали в массовку крестьян из ближайших деревень. А крестьяне под Тбилиси — люди состоятельные.
Съемки идут девятый час, и массовку мы не щадим. Я спрашиваю у своего помощника Дато:
— А они знают, что мы платим всего по три рубля? Ты скажи еще раз, чтобы потом скандала не было.
Дато объявил в рупор:
— Массовка, имейте в виду! Три рубля, а больше ни копейки не можем!
— А никто и не настаивает, — сказали крестьяне. — По три — так по три.
Собрали по три рубля, и староста массовки принес их Дато.
«АФОНЯ»
Нa съемках сцены «Афоня просыпается в комнате Кати» в Ярославле создатели фильма столкнулись c проблемой. Планировали вынести окно и снимать эту сцену на рассвете. По сценарию, через окно должны были быть видны молодожёны, но буквально за полчаса до съемок выяснилось, что нет свадебного платья невесты – его забыли в Москве. В этот момент, увидев за окном лошадь, которая тащила телегу с бочкой, оператор Сергей Вронский и предложил Данелии снять её. Делать нечего, сняли лошадь.
— Как ты это потрясающе придумал! Как это точно! – восхищались после просмотра на «Мосфильме». — Лошадь! Он делает ей предложение – а потом лошадь! Вот и Катя, как эта несчастная лошадь, будет тащить груз этого омерзительного хамства и нищеты всю жизнь!
Во время первого показа фильма в Лос-Анджелесе (через год после выхода фильма в CCCР) в момент, когда нa экране появилась лошадь с бочкой, в зрительном зале раздались аплодисменты. После просмотра Данелия спросил у сидевшего рядом классика американского и мирового кино Рубена Мамуляна, мол, чего это все аплодировали. И получил такой ответ:
— Не думай, что американцы такие тупые, как пишут ваши газеты. Что тут понимать? Он её замуж позвал. И сразу – лошадь с повозкой. Замужем за ним она и будет как эта лошадь.
«МОЛОДАЯ ЖЕНА»
Фильм Леонида Менакера «Молодая жена» зрители любят и с удовольствием смотрят уже больше 40 лет. Особенно способствует такой любви счастливый финал – несмотря на все ссоры и долгий и тяжелый процесс привыкания друг к другу, герои наконец понимают, что просто не могут жить друг без друга. Но вот только такой концовки у фильма вполне могло и не быть!
Фильм был снят по повести «За каменной стеной» и по сценарию популярной писательницы Ирины Велембовской. И сначала главным требованием Велембовской было, чтобы фильм в точности соответствовал ее повести, но по просьбе Менакера она все-таки внесла потом в сценарий некоторые дополнения и правки.
Например, в фильме Маня сирота, которую вырастила и воспитала бабушка Агаша, а в книге она живет с матерью. Продавщицы Тамары в книге тоже нет – она появилась только в кино.
И эпизода с эффектным приездом бывшего жениха Володьки вместе с городской зазнобой в повести нет – в книге он просто присылает домой письмо с сообщением о своей женитьбе.
Но главное, что было изменено – это финал: в повести, по задумке писательницы, после того, как Алексей отдал дочку сестре бывшей жены, баба Нюра тоже ушла к каким-то дальним родственникам. А следом за ней бросает его и Маня, будучи не в силах уже жить с нелюбимым мужем «как за каменной стеной», и насовсем возвращается к матери. А уже в самом конце Маня узнает, что бабе Нюре у чужих людей живется ох как несладко, и забирает ее к себе. А Алексей со своим тяжелым характером остается совсем один.
Но такая слишком депрессивная концовка совершенно не устраивала Леонида Менакера, он долго уговаривал Велембовскую изменить ее, и наконец она согласилась изменить финал. Так, на радость зрителей, в финале фильма Алексей и Маня полюбили друг друга.
«ПОЛОСАТЫЙ РЕЙС»
Во время съемок этого фильма курьезный случай произошел с Евгением Леоновым, исполнявшим роль лже-дрессировщика.
Поскольку в фильме принимали участие тигры, их регулярно выпускали из клеток, чтобы они привыкли к новому месту — пароходу «Матрос Железняк», на котором и проводились съемки. Леонов поставил условие: он будет сниматься только в том случае, если будет отгорожен от зверей пуленепробиваемым стеклом. Таким пуленепробиваемым стеклом была отгорожена и ванна, в которой он снимался в одной из сцен, причем актер проверил стекло на прочность лично. Но когда было установлено освещение, оператор понял, что стекло будет бликовать, и на экране такой обман зрителей будет видно. Тогда режиссер сказал убрать стекло, но так, чтобы Леонов об этом не знал. А для подстраховки спрятали под ванну дрессировщика. И вот на съемках Леонов лежит в ванне, стекло незаметно для него убирают, заходит тигр, идет прямиком к актеру и начинает его обнюхивать.
Что было дальше, видели все зрители – актер ахнул, выскочил голым из ванны и побежал, оставляя за собой хлопья пены. Никакой актерской игры в этой сцене не было – были только настоящие эмоции актера.
«ТИМУР И ЕГО КОМАНДА»
Этот фильм изначально должен был называться «Дункан и его команда», потому что главного героя звали Володя Дункан. Но, когда работа над картиной уже началась и шли съемки, из Комитета по кинематографии пришло указание убрать из сценария иностранную фамилию. Не долго думая, Гайдар назвал главных героев фильма именами своих детей – сына от первого брака Тимура и приемной дочери Жени.
«ТРИ ТОЛСТЯКА»
Исполнительницу главной роли циркачку Суок искали по всему Союзу, а нашли в одной из школ Вильнюса. Лина Бракните в свои 13 лет была спортивной, гибкой, схватывала акробатику на лету, и даже уже имела опыт съёмок в кино. Для съемок в фильме Лина переехала в Ленинград вместе со своей воспитательницей. Целый год прожила в новом для неё городе, ездила на тренировки и съёмки и ходила в местную школу. Юная актриса прекрасно сыграла свою роль, и не справилась только с озвучкой – в фильме Суок озвучила Алиса Фрейндлих.
«ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО»
Худсовету фильм «Приключения Буратино» настолько не понравился, что сказку даже хотели запретить, сочтя её недостойной. Не понравилось им и то, что лиса носит платье, Буратино обижает человека в возрасте – Карабаса-Барабаса… Но был конец года, который мог ознаменоваться невыполнением плана, и благодаря этому фильм всё-таки вышел на экраны.
«ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ»
Съёмочная группа фильма «Джентльмены удачи» думала, что в Самарканде «корабли пустыни» встречаются на каждом шагу. Оказалось – ничего подобного! С большим трудом удалось найти верблюда для съёмок, да и того нашли только в зоопарке.
«ЧУЧЕЛО»
Фильм «Чучело», как и многие фильмы, поднимавшие темы, о которых не принято было говорить, должен был оказаться спрятанным на полке рядом с другими не увидевшими свет фильмами. Спасло его личное вмешательство Андропова. А вот на Быкова после выхода фильма обрушилась волна негатива: его обвиняли в сгущении красок, со всей страны разгневанные учителя писали ему, какие у них замечательные дети, и предлагали приехать в их школы и лично в этом убедиться, а газеты пестрили разгромными рецензиями.
***
Существует популярное заблуждение, что народный артист СССР Вячеслав Тихонов за всю творческую жизнь не сыграл ни одной отрицательной роли.
Но это не так – сыграл одну: роль высокомерного офицера князя Сергея Нащокина в фильме режиссёра Леонида Лукова «Две жизни». Фильм вышел на экраны в 1961 году.