Если сейчас кто-то подумал, что китайцам нечего снимать о Второй мировой войне – устыдитесь немедленно и открывайте учебник истории. Вторая мировая война прокатилась по Китаю огненным катком. В значительной части оккупированный Японией, он потерял 27 миллионов жизней, что вполне сравнимо с потерями СССР в войне с фашистами.
Но к войне в Китае несколько иное отношение, чем в России. Возможно, профессиональные историки меня поправят (покаянно приму замечания в комментариях), но, кажется, вторая мировая война осталась в сердцах рядовых китайцев в большей части в виде нелюбви к японцам, которая держится до сих пор в достаточно высоком градусе.
Кадр из фильма «Сигнал к отступлению»
Материальная память войны хранится в шикарном военном музее в Пекине (сходите – не пожалеете, вход бесплатный). Возможно, это от того, что освобождали Китай не только сами китайцы (они в это время ещё и сами с собой воевали), а ещё и все национальности Страны Советов и в какой-то степени американцы, бившиеся с Японией (всё это отражено в музейных экспонатах в виде разного оружия, впрочем, многое отмечено значком «Made in China», включая даже автомобиль марки ЗиМ).
Ну, сложно мыслить себя великой державой и при этом дважды за век пережить оккупацию (первая состоялась при подавлении восстания боксёров в 1900 году.).
И сейчас, если кто-то подумал, что ну, какой там у этого Китая кинематограф – устыдитесь снова. Между прочим, Китай принимает участие во многих совместных кинопроектах, в значительной части финансово, конечно, и именно потому фильм о танкистах «Ярость» с Бредом Питом в главной роли, мы в эту подборку не включили. И внутренний кинематограф по части сериалов и блокбастеров у Китая достаточно мощный, другое дело, что наружу почти ничего не транслируется. Отчасти потому, что не каждый фильм в силу ощутимых культурных различий будет понятен «западному» человеку.
Ну, давайте уже к делу, что ли…
Во имя чести (2007 г.)
Кадр из фильма «Во имя чести»
В некоторых вариантах этот фильм называется «Сигнал к отступлению». Это, наверное, лучший китайский фильм о войне, снятый за много лет, и доступный российскому зрителю. В основе сюжета – реальные события, когда девятая рота НОАК стояла насмерть, ожидая сигнала горна к отступлению. Горн играл, но его будто не слышали. В живых остаётся один человек.
Строго говоря, в фильме не вторая мировая война, а китайская — гражданская и на дворе уже 1948 год, но к теме временных рамок мы ещё вернёмся. Сцены боя сняты захватывающе, в духе «Спасти рядового Райна». Фильм получил множество фестивальных призов.
Цветы войны (2011 г.)
Кадр из фильма «Цветы войны»
И снова это как будто не вторая мировая война, а ещё только 1937 год, когда Япония вторглась в Китай. Вот вам пример странной европоцентричности истории — в Азии каждый день гибнут сотни тысяч людей, но мировая война начинается с Польши.
В то время столицей Китая был город Нанкин. В декабре 1937 года японские войска устроили там чудовищную резню. Американец Джон Миллер спасает 13 школьниц и 12 «общественных женщин». Японцы требуют выдать школьниц и жрицы любви решают принести себя в жертву. Нет это не спойлер, там ещё много интересного осталось.
Йон Рабе (2009 г.)
Кадр из фильма «Йон Рабе»
И снова Нанкин, и снова 1937-й год. Да, этот эпизод войны китайцы хотят пережить и кино – часть терапии. Фильм снят, как сейчас принято говорить, в коллаборации с немецкими и французскими кинематографистами и рассказывает теперь о немецком бизнесмене, который тоже спасает людей в ходе нанкинской резни.
Город жизни и смерти (2009 г.)
Кадр из фильма «Город жизни и смерти»
И снова Нанкин – дался он китайцам, а с другой стороны – навскидку можно назвать пять фильмов про Сталинград. Черно-белый фильм рассказывает о нанкинской резне в целом, так сказать. Мы видим события и со стороны китайцев и со стороны японского солдата. Поскольку в Китае всё ещё есть цензура – сценарий и раскадровку, говорят, утверждали целый год.
Человек за Солнцем (1988 г.)
Кадр из фильма «Человек за Солнцем»
Китайский по национальности, но гонконгский по месту создания фильм, который рассказывает о работе японской секретной лаборатории по производству биологического оружия, находившейся на территории Маньчжурии. В советском кино эта лаборатория упоминается в фильме «Через Гоби и Хинган». В этой лаборатории ставили опыты над живыми людьми – в основном это были китайские военнопленные. Людей морозили, вскрывали (живьём), снимали кожу… Когда советские войска подошли к местности, где были расположены лаборатории, японцы всё взорвали, персонал уехал на родину. Однако позже оказалось, что главный вдохновитель бесчеловечных опытов работает по своему профилю теперь уже в Корее. Во многих странах фильм запрещён к показу из-за натуралистичных съёмок, хотя, кроме одной крысы даже ни одно животное не пострадало.
Бонус
Вот, удивительно – про двух иностранцев, которые приняли участие в спасении людей в Нанкине, фильмы китайцы сняли, а про советскую армию, которая с потерями японцев гнала из Поднебесной, стесняются снимать. Впрочем, если честно, у нас про ленд-лиз тоже всего два заметных фильма и отнюдь не про подвиг союзников. Зато китайцы пересняли нашу киноклассику.
А зори здесь тихие (2006 г.)
Кадр из фильма «А зори здесь тихие». Есть смысл присмотреться не только к очаровательной актрисе, но и к форме и даже к схеме самолёта, кажется это японский бомбардировщик.
Китайцы сняли сериал «А зори здесь тихие» по роману Бориса Васильева – самой, пожалуй, пронзительной книге о войне. Советский фильм китайцев не устроил (хотя однажды показывался в Китае с купюрами в банной сцене), а впрочем, мы и сами пересняли его чуть позже, но понятно, что китайские актёры сниматься в нём не могли. Поэтому актеры для российского зрителя в этой экранизации совершенно незнакомы. Встречалась информация, что это труппа Амурского театра драмы. Знатоки советской военной формы будут удивлены одеждам бойцов, но не в этом же дело по большому счёту. В Китае этот сериал посмотрело количество зрителей равное трём населениям России. История имела, говорят, огромный успех, а потом ещё и транслировалась у нас на одном из телеканалов.