Продолжаем расширять кругозор самым нехитрым способом – просмотром кино.
И так уж сложилось, что документальное кино у нас не очень популярно, хотя зачастую вложение таланта и даже какого-то божьего промысла в эти фильмы больше в десятки раз, поскольку изначальный материал, как правило, совсем неподатлив к обработке.
Документальные кадры нельзя переиграть или переснять. Другое дело, что, конечно их можно подать определённым образом. Например, восстановить буквально из пепла. Что и сделал режиссер «Властелина колец» Питер Джексон, сняв документальный фильм «Они никогда не станут старше».
Кадр из фильма «Они никогда не станут старше»
Три года Джексон подбирал, восстанавливал и складывал в эпический коллаж кинохронику времён Первой мировой войны. Порядком потрудились нейросети, которые сделали дёрганую хронику начала прошлого века (16 кадров в секунду, а то и меньше) плавной, на уровне современных киносъёмок (25-30 кадров в секунду). В какие-то моменты кажется, что нейросети оживили даже некоторые фотографии. В большинство сцен был добавлен цвет, убраны следы времени с плёнки, сюжеты были озвучены (с нуля, разумеется) и Первая мировая вдруг обрела новый исторический памятник, практически новый музейный экспонат. Кто знает, может быть, однажды технологии дойдут до того, что частица любой материи с места любого события сможет показать голограмму прошлого.
Кадр из фильма «Они никогда не станут старше». Это съёмка с самолёта. Перед вами окопы, ходы сообщения и воронки о снарядов
Это очень непростой документальный фильм. В нём есть важные моменты, на которые стоит обратить внимание:
Первый – ни операторы, ни, тем более, те, кого они снимают, ещё не понимают в полной мере, что это кино – картинка в движении. Люди по привычке выстраиваются, как для коллективного снимка и застывают перед камерой.
Кадр из фильма «Они никогда не станут старше» . Солдат в центре мучает лягушку
Второй – камеры в руках операторов начала прошлого века не пытаются «выстроить кадр». Ещё нет киношкол, не существует большинства выразительных операторских приёмов – камеры в руках операторов работают не сложнее, чем глаз простого наблюдателя, и это очень ценно, поскольку даже нечаянная подтасовка реальности практически нулевая.
Кадр из фильма «Они никогда не станут старше» . Нехитрый солдатский быт — приготовление пищи и наоборот (фото внизу, как вы понимаете)
Кадр из фильма «Они никогда не станут старше»
Третий – Питер Джексон совершенно не занимается морализаторством. Он просто показывает солдатский быт, солдатскую работу и солдатскую смерть.
Кадр из фильма «Они никогда не станут старше»
Это странное чувство, которое не покидает тебя во время просмотра: вот эти люди в кадре, им кажется, что они участвуют в самой страшной бойне с начала времён и даже не предполагают, что впереди куда как более чудовищная война, которая закончится в Японии, на другом конце земли, смертью десятков тысяч людей за одну секунду. И тут же мысль – что там у нас у самих впереди? Какой кошмар суждено увидеть моим детям или внукам?
Кадр из фильма «Они никогда не станут старше»
И вроде бы нет смысла смотреть этот фильм, если «не хочешь портить себе настроение», но, кажется, именно этот довод — не прекращать позитивный настрой — однажды и доведёт нашу цивилизацию до конца. Сложный, внутренний духовный труд для нас становится всё более непосильным.
Кадр из фильма «Они никогда не станут старше» . Это поле боя испещрённое воронками от нарядов. При некотором старании можно рассмотреть солдатские окопы между этих воронок
Желание жить попроще, думать попроще, чувствовать попроще делает нас всё более одноклеточными и кишечнополостными, при этом с претензией на полноценную жизнь и удивлением – почему вдруг к нам, которые любят попроще, мир относится так же просто, как к насекомым.
Кадр из фильма «Они никогда не станут старше»
Документальное кино сегодня – часть культуры, ориентированная на людей, обладающих интеллектом выше среднего. Смотреть его надо обязательно, чтобы сохранить в себе человеческое.
А мы будем и дальше рассказывать вам об интересных документалках.