Вряд ли южноафриканский борец за права человека Нельсон Мандела, умирая в 2013 году, думал, что запомнится в мире не тем, чем занимался всю свою жизнь: за что отсидел 27 лет в тюрьме и получил Нобелевскую премию, а… Именно фактом своей смерти.
Дело в том, что когда в 2013 году Мандела умер и об этом объявили СМИ, многие люди в разных странах «вспомнили» что вообще-то Манделу, кажется, убили и совершенно точно похоронили ещё в 80-х годах прошлого века. Ну, ладно бы одному человеку так показалось, но таких людей оказалось сотни тысяч, если не миллионы (включая автора этого текста). Чуть позже выяснилось, что история с Манделой не единственная, и коллективные «наведённые воспоминания» касаются множества событий. Кино тоже в этом списке, например, на самом деле Дарт Вейдер никогда не произносил фразу: «Люк, я твой отец», но мы сейчас не об этом.
Главный герой фильма «Эффект Манделы» (2019 г.) работает программистом – разрабатывает игры, и переживает страшную трагедию, которая произошла в его семье. В какой-то момент он понимает, что в нашем мире никакого разумного объяснения его горю, видениям и «Эффекту Манделы» — нет. За исключением того варианта, что все мы – часть огромной компьютерной симуляции.
Доказательства этой теории, которые звучат в фильме, кстати, достаточно интересны и убедительны, хотя в целом не очень научны.
Так или иначе, герою с помощью программного навоза и палок машинного кода удаётся построить Нечто и сломать программу мира.
Правда, момент с самой программой в фильме не очень хорошо продуман. Скажем, в «Матрице» (а этот фильм и породил саму идею о том, что мир – компьютерная симуляция), всё было разложено по полочкам, как в уголовном деле перед направлением его в суд. Были понятны выгодополучатели симуляции, была ясна и их мотивация, и мотивация тех, кто взялся матрицу ломать, в других сериях этой эпопеи стал понятен сам механизм работы и создания матрицы. В фильме «Эффект Манделы» вся подноготная системы от нас скрыта, но, как ни странно, от этого фильм только страшнее.
Правда, если «Матрица» породила 21 год назад целую культуру, то «Эффект Манделы» — это её производное.
И если «Эффект Манделы» — драма, над которой недолго, но стоит подумать, то фильм «Главный герой» (Free Guy) – комедия и детектив от 2021 года, который приятно посмотреть один раз и с хорошим настроением выйти из кинотеатра или выключить ноутбук.
Впрочем, и в «Главном герое» при желании можно найти бездну смысла. В тот момент, когда простой банковский клерк из персонажа симуляции (привет куда как сложнее устроенному сериалу «Мир Дикого Запада») становится участником игры, примеряя специальные очки, ему открывается совершенно другая суть вещей. В пространстве, где протекает его повседневная жизнь, он начинает видеть разложенные по улице игровые «бонусы» в виде аптечек, денег и прочего «хабара». Можно мысленно поупражняться и в нашей повседневности, пытаясь увидеть такие дополнительные смыслы в обычных вещах.
История осознавшего себя персонажа, впрочем, была описана ещё до «Матрицы» и «Мира Дикого Запада» Виктором, нашим, понимаешь, Пелевиным, но в фильме она подана с максимальным градусом гротеска. Да, это не Тарковский или Антониони, но в своей нише развлекательных, лёгких фильмов – отличная картина – погони, драки, юмор и абсурд, всё, как мы любим.