Выдающиеся советские художники по костюмам не просто творили зачастую чудеса на съемочных площадках, создавая костюмы буквально из ничего – они становились законодателями советской моды.
Когда кинематограф только начинался, костюмы для фильмов часто брали в театрах. Кинохудожниками становились художники-станковисты, большие мастера своего дела, создававшие не только эскизы декораций, но и костюмы. Вскоре кино начало заметно влиять на моду обычных граждан.
В СССР зрители иногда даже писали письма на киностудии с просьбой прислать выкройки понравившихся им нарядов из фильмов. Тем более, что следить за веяниями моды в глубинке было сложно, а художники по костюмам старались сделать все возможное, чтобы актеры и актрисы в кадре были красивыми. Особенно это заметно по фильмам довоенного времени – там все элегантны и красивы. Но и в 1970-е, и в 80-е годы на советские киностудии приходили письма, в которых зрители сетовали, что на экране все актеры такие модные и красивые, а в магазинах красивой одежды нет.
Сегодня мы расскажем о некоторых из советских художников по костюмам, сумевших удивить и очаровать нас своими творениями в фильмах. К сожалению, сразу отметим, что информации о них крайне мало, а о некоторых и вовсе нет.
ЯКОВ НАУМОВИЧ РИВОШ
Яков Наумович учился в мастерской Б. Савинского. Окончив в 1931 году высшие курсы искусствоведения Института истории искусств в Ленинграде, работал художником-постановщиком на киностудиях «Союздетфильм», «Ленфильм», Киевской киностудии, в творческом объединении «Экран» на многих картинах. Например, на картине Лукова «Две жизни», где было огромное количество военных форм, форм чиновников и пр.
Яков Наумович собрал огромный архив иллюстраций и фотографий людей разных сословий и профессий: железнодорожников, студентов, судей, проработал его, описал и структурировал. К сожалению, издать свой труд он не успел, но его книга «Время и вещи. Иллюстрированное описание костюмов и аксессуаров в России конца 19 — начала 20 века» увидела свет благодаря сестре и жене художника.
ЭЛЬЗА ДАВЫДОВНА РАПОПОРТ
Художник широкого профиля, она пришла на «Ленфильм» до войны и еще успела поработать с Владимиром Егоровым, которого называла не иначе, как «великий художник Егоров».
В 1940 году Григорий Козинцев и Леонид Трауберг начали работу над фильмом «Карл Маркс» (из-за начавшейся войны работа над картиной была приостановлена, и фильм на так и не был выпущен), на котором она была ассистентом художника-постановщика Евгения Енея. Но Енея из Ленинграда куда-то отправили, и вместо него на картину пришел художник Николай Суворов. Декорации к этому фильму ему давались легко, а с костюмами что-то не получалось, и он предложили попробовать сделать эскизы Эльзе. Ее эскизы режиссеру понравились. Тогда, на «Ленфильме», и появилась в советском кинематографе такая должность, как «художник по костюмам». До этого были только художники-постановщики, создававшие и декорации, и костюмы.
Эльза Давыдовна приняла участие в создании почти 20 кинолент, среди которых «И на камнях растут деревья», «Эскадрон гусар летучих», «Белый Бим Черное ухо», «А зори здесь тихие», «Герой нашего времени». В 1971 году она получила звание «Заслуженный художник РСФСР».
Эльза Давыдовна известна не только по работе в кино, но и как художник-иллюстратор – была автором и соавтором раскрасок и книжек-игрушек для детей, создала большое количество открыток и наборов открыток на самую разную тематику.
ЛИДИЯ ЮЛЬЕВНА НОВИ
Лидия Юльевна Нови — один из великих художников по костюмам. Начав работать на киностудии «Мосфильм» художником-постановщиком в 1957 году, она вскоре стала художником по костюмам и делала костюмы для таких фильмов, как «Андрей Рублев», «Легенды о Тиле», «Борис Годунов».
Участвовала в работе над сложными в постановке фильмами с Юлием Райзманом, Леонидом Гайдаем, Сергеем Урусевским, Андреем Тарковским, Сергеем Бондарчуком, Владимиром Наумовым и Александром Аловым. Ее костюмы и эскизы к фильмам неоднократно выставлялись на различных выставках, а костюмы к фильму «Борис Годунов» в 1986 году были представлены на Каннском и Берлинском кинофестивалях.
С 1977 года преподавала на художественном факультете Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова. Вместе с Ольгой Кручининой основала в 1977 году Мастерскую художника кино и телевидения по костюмам во ВГИКЕ.
Сегодня эскизы костюмов Лидии Нови к фильмам находятся в Изобразительном фонде Музея кино и в Российской государственной библиотеке искусств (РГБИ). В феврале 2010 года в РГБИ состоялась выставка её работ под названием «Мир кино Лидии Нови».
МАРИАМ БЫХОВСКАЯ
Мариам Быховская работала в ыильмах, сериалах и кинопроектах в качестве художника с 1940 по 1985 годы. Начинала как ассистент художника по костюмам в фильмах «Судьба барабанщика» и «В добрый час!». Автор декораций и костюмов ко многим известным фильмам: «Тихий Дон», «Три тополя на Плющихе», «Судьба резидента», «Семнадцать мгновений весны», «Музыкальная история», «Разные судьбы», «Мы, ниже подписавшиеся», «Автомобиль, скрипка и собака Клякса», «Большая перемена», «Старики-разбойники», «Судьба резидента», «Берегись автомобиля», «Женитьба Бальзаминова» и других. Последние на сегодняшний день проекты и фильмы, где работала Мариам Быховская – это «Личное дело судьи Ивановой», «Нежный возраст» и «Карнавал».
НАТАЛЬЯ ШНАЙДЕР
Как художник театра и кино Наталья Александровна стала известна по музыкальному фильму «Король-олень» 1968 года.
В 1959-1960 годах работала художником по костюмам в Ленинградских театрах и кино: в фильме «Эзоп», спектакле Ленинградского Театра Комедии «Пестрые рассказы», Ленинградского Театра Музкомедии «Цыганская любовь». В 1960 году была принята в Союз Художников после успешного участия в выставке Ленинградских художников театра и кино. С 1964 по 1978 г. работала художником-постановщиком по костюмам на киностудии им. Горького более чем в 15 фильмах. В 1977 году на Всесоюзной художественной выставке в Манеже была отмечена дипломом за серию графических работ, посвященных театру. С 1989 года живет и работает в Москве и Лондоне.
ЭЛЕОНОРА МАКЛАКОВА
Народный художник России Элеонора Маклакова, работавшая на киностудии художником по костюмам с 1964 по 2005 годы, ее костюмы можно увидеть в фильмах «Красное и черное», «Юность Петра», «Петр Великий», «Униженные и оскорбленные» и других. Работая над фильмами, Элеонора Петровна для изучения гардероба Петра I обращалась в Московский Кремль и в Государственный исторический музей, где хранились костюмы допетровского времени, изучала вещи вместе с закройщиками, какими были ткани, пуговицы, швы того времени.
В 1984-м получила престижную американскую телевизионную премию «Эмми».
В начале 1990-х годов благодаря ей появился музей костюма, где «поселились» антикварные вещи, что позволило сохранить уникальные экземпляры в надлежащем виде. В наши дни Эмма Петровна в качестве консультанта по костюмам активно участвует в создании кинофильмов.
ОЛЬГА КРУЧИНИНА
Работала художником по костюмам на студии им. Горького. Ее фильмография насчитывает 44 фильма: от первой работы в «Пятнадцатилетнем капитане», которую сразу же заметили и высоко оценили, до «Красных колоколов».
Когда Александр Птушко готовился к съемкам «Каменного цветка» на «Мосфильме», Приказом министерства культуры именно ее назначили для целевой работы над картиной, в которой нужны были богатые, сверкающие декорации и костюмы.
Она же делала костюмы к фильму «Сельская учительница» на студии Горького, а после окончательно ушла на Мосфильм.
Образы для сказок Птушко «Илья Муромец», «Садко» и «Руслан и Людмила» тоже были созданы Кручининой.
ТАТЬЯНА ОСТРОГОРСКАЯ
«Я не костюмерша, я художник», — говорила о себе Татьяна Острогорская, и основания говорить так у нее были. Ее костюмы сейчас выставляются в музеях, и это не случайно — она рисовала сотни эскизов и картин по мотивам, проникаясь художественным миром фильмов, над которыми работала художником киностудии «Ленфильм», и миром постановок в Театре на Литейном, где была главным художником.
Создала костюмы для многих советских кинофильмов, в том числе таких, как «Собака на сене», «Д’Артаньян и три мушкетёра», «Благочестивая Марта», «Дон Сезар де Базан», «Прощание с Петербургом», «Тартюф» и другие. Она же создавала костюмы к большинству кинолент знаменитого кинорежиссёра Яна Фрида. Многие ее костюмы до сих пор хранятся на киностудии «Ленфильм».
Первой профессиональной работой в кино для Татьяны Евгеньевны стал фильм «Актриса», поставленный Леонидом Траубергом на Центральной объединённой киностудии.
В 1970 году Татьяна Острогорская приняла участие в международном проекте – фильме «Ференц Лист – грёзы любви» (СССР — Венгрия).
Последней работой Татьяны Евгеньевны Острогорской стал фильм «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя».
ЕКАТЕРИНА ШАПКАЙЦ
Придя на «Ленфильм» в 1981 году, Екатерина стала ассистенткой на съемках фильма Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин», и позже делала костюмы к фильмам режиссера «Хрусталев, машину!» и «Трудно быть Богом». Не единожды работала на масштабных исторических картинах, в списке ее фильмов такие, как «Тарас Бульба», «Викинг», «Союз Спасения». Для последнего фильма, к слову, было сшито примерно 35 мужских и 35 женских пальто, многочисленные платья и фраки, созданы обувь, аксессуары и многое другое.
Является Лауреатом премий «Золотой орел» и «Ника». В 2013 году получила звание Заслуженного художника Российской Федерации.
НАДЕЖДА ВАСИЛЬЕВА
Создала костюмы для большинства фильмов своего мужа Алексея Балабанова, в том числе для фильма «Брат», она же нашла знаменитый свитер Данилы Багрова.
Во время работы над фильмом «Матильда» создала в Петербурге собственную студию по производству современных технологичных костюмов для кино и театра.
ТАТЬЯНА ПАТРАХАЛЬЦЕВА
Путь в кино начала как ассистентка Надежды Васильевой, потом самостоятельно работала с Балабановым над фильмами «Война», «Жмурки» и «Мне не больно».
Стала Лауреатом «Золотого орла» за фильм «Дуэлянт» и «Ники» за фильмы «Сталинград», «История одного назначения» и «Серебряные коньки».
ВЛАДИМИР НИКИФОРОВ
Учился в художественной академии в Германии, в кино пришел уже в зрелом возрасте, до этого, в 1990-е, работал в мэрии Москвы. Долгое время работал в соавторстве с художником Дмитрием Андреевым над костюмами к фильмам Карена Шахназарова «Белый тигр», «Анна Каренина. История Вронского», Андрея Кончаловского «Рай» и Рустама Хамдамова «Мешок без дна».
После участия в фильме «Тобол» работает самостоятельно, в основном – в масштабных исторических картинах. За фильм «Тобол» стал Лауреатом премии «Золотой орел».
НАТАЛЬЯ ИВАНОВА
Первой самостоятельной работой художницы по костюмам был фильм «Вкус хлеба» на «Мосфильме», первой исторической картиной – фильм Глеба Панфилова «Васса». Среди фильмов, над костюмами для которых она работала, такие как «Жестокий романс», «Кромовъ», «Старые клячи». На съемках картины Евгения Гинзбурга «Рецепт ее молодости» Наталья Иванова познакомилась с Людмилой Гурченко, с которой потом работала в пяти фильмах и в огромном количестве спектаклей и юбилейных вечеров.
Единственная художница по костюмам, получившая Государственную премию РФ – за фильм «Утомленные солнцем».