Советский фильм, который смотрел Спилберг перед съемками «Спасти рядового Райана»

Советский фильм, который смотрел Спилберг перед съемками "Спасти рядового Райана"

«Спасти рядового Райана» — культовая лента режиссёра Стивена Спилберга, который по праву может носить звание одного из самых «антивоенных» произведений всех времён. Это действительно знаковая лента, в которой кроме призыва к миру есть интересная история на тему Второй Мировой (а по большому счёту вообще любой войны), виртуозная операторская работа и действительно шикарный актёрский состав — их имена перечислять смысла нет.

Но есть один фильм, который может служить своеобразной предпосылкой к созданию «Райана». И имя этому фильму режиссёра Элема Климова «Иди и смотри», совместного производства Беларусфильм и Мосфильм.

Советский фильм, который смотрел Спилберг перед съемками "Спасти рядового Райана"

Недавно я решил полностью посмотреть ленту — почти два с половиной часа. И эти два с половиной часа будут крайне тяжёлыми для просмотра. В центре повествования юноша, которому не терпится примкнуть к рядам партизан. Уйдя в лес он начинает путь, который должен полностью изменить его. На его глазах разворачиваются картины бесчеловечной жестокости, страха и ужаса, когда целые деревни с чьей то лёгкой руки уничтожались (людей сжигали живьём) под смех и улюлюканье фашистских захватчиков.

Советский фильм, который смотрел Спилберг перед съемками "Спасти рядового Райана"

Как и «Спасти рядового Райана» эта лента содержит в себе призыв задуматься: что такое война? Почему люди бывают так жестоки ко всему? Может ли сердце героя ожесточиться от того, через что он прошёл, но при этом оставаться человеком?

В финале картины есть сцена, где герой стреляя в портрет Гитлера, лежащий в грязи, видит, как время идёт вспять, от текущего момента к началу войны, от начала войны до прихода Гитлера ко власти, от этого момента к детству Адольфа. И на моменте, когда герой представляет ребёнка, который станет настоящим злодеем, он перестаёт стрелять: он словно осознаёт что-то, что должно удержать его в рамках.
В финале картины есть сцена, где герой стреляя в портрет Гитлера, лежащий в грязи, видит, как время идёт вспять, от текущего момента к началу войны, от начала войны до прихода Гитлера ко власти, от этого момента к детству Адольфа. И на моменте, когда герой представляет ребёнка, который станет настоящим злодеем, он перестаёт стрелять: он словно осознаёт что-то, что должно удержать его в рамках.


И вопросы эти советский фильм ставит куда более жёстко, чем произведение Спилберга. Там, где у Райана холёные и лощёные голливудские актёры, в ленте Климова практически неизвестные актёры и несколько сотен статистов. У Стивена чётко выверенный сюжет с трёхактной структурой. У Климова же как такового сюжета нет — просто путь персонажа, который буквально погружает зрителя в ужасы происходящего. Опять же: на вооружении голливудских киношников были современные спецэффекты — красивые, дорогие, для масштабной эпичной картинки. Наши же использовали реальную боевую технику: даже взрывы и выстрелы были боевыми — для максимальной правдоподобности.

Обидно то, что про «Иди и смотри» благополучно забыли, тогда как детище Стивена до сих пор мелькает в популярных топах и списках. При этом Спилберг не скрывает, что перед работой над «Рядовым» смотрел советскую ленту и частично вдохновлялся ей. Даже позаимствовал один приём, в котором есть попытка передать те ощущения, что испытывает контуженный взрывом человек: тот самый «звон».

Author: admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *